Эфинс - центр малоинвазивной медицины. Здоровье без операции.
Недвижимость
 
  Услуги и цены
  Вопрос-Ответ
  Контакты
Главная / Полезная информация / Дерматология
 Дерматология 

Иммуномодулирующий эффект и эффективность глутоксима в лечении больных с атопическим дерматитом на фоне герпетической инфекции

Сотникова Н.Ю., Кудряшова А.В., Громова О.А., Константинов Е.М., Андрюшкова Ю.А.
ФГУ ИвНИИМиД им. В.Н.Городкова Росздрава, Иваново, Россия
РСЦ института Микроэлементов ЮНЕСКО, Москва, Россия

В настоящее время в мире отмечается неуклонный рост частоты и распространенности аллергических заболеваний кожи: контактного дерматита, экземы, атопического дерматита, от которых в ряде стран страдает до 25% населения. Кроме того, повсеместно наблюдается нарастание тяжести течения и торпидности аллергодерматозов к проводимой терапии. По данным Института иммунологии МЗ РФ, в общей структуре аллергических заболеваний, регистрируемых в России, аллергодерматозы составляют 20%, а в структуре аллергопатологии детского возраста занимают от 50 до 66,4% и представлены в основном атопическим дерматитом [1]. Атопический дерматит остается важной медико-социальной проблемой и современной дерматовенерологии. По данным центрального научного-исследовательского кожно-венерологического института в структуре заболеваемости дерматозами распространенность атопического дерматита достигает 3% [2].

Атопический дерматит - это генетически обусловленное заболевание, имеющее хроническое, рецидивирующее течение с определенной возрастной динамикой, клинически проявляющееся первично возникающим зудом, папулами (в младенчестве - папуловезикулами) и лихенификацией [3]. В основе патогенеза лежит изменение реактивности организма, обусловленное иммунологическими и неиммунологическими механизмами. Риск развития атопического дерматита коррелирует с наследственной предрасположенностью. При наличии у обоих родителей атопического заболевания атопический дерматит развивается в 60-80% случаев, в 50%, если болен только один родитель. Стремительному росту заболеваемости также способствует неблагоприятная экологическая обстановка, особенно в крупных городах, постоянный контакт населения с аллергенами, неконтролируемое потребление лекарственных средств.

В основе развития атопического дерматита лежат иммунологические нарушения в клеточном и гуморальных звеньях иммунитета. При АД выражена гиперпродукция иммуноглобулинов класса E (IgE). IgE не только способны непосредственно связывать антиген, вызывающий развитие атопического процесса, но и активно участвуют в презентации антигена дендритными клетками T-лимфоцитам - ThII , что играет существенную роль в инициации и поддержании иммунопатологического процесса в коже. При АД отмечается также патологическое увеличение концентрации сывороточных иммуноглобулинов класса M (IgM) и G (IgG) [4], циркулирующих иммунных комплексов содержащих IgA и IgG [5].

Нарушение дисбаланса в Т-хелперном звене клеточного иммунитета, с преимущественным преобладанием активности Th2 лимфоцитов сопровождается высоким уровнем интерлейкинов-4, -5 и общего IgЕ. При этом отмечается сниженная продукция γ-интерферона. Интерлейкин-4 подавляет продукцию γ-интерферона и иммунный ответ по Th1-типу, способствует синтезу IgЕ [6]. У больных атопическим дерматитом IgЕ также экспрессирован на поверхности клеток Лангерганса кожи, где он облегчает захват аллергена для его переработки (процессинга) и представления (презентации) Th2-лимфоцитам. Это поддерживает местную активацию Т-клеток .

Снижение продукции γ-интерферона, обладающего мощными антивирусными свойствами, наблюдаемый дисбаланс в клеточном звене иммунитета, наряду с механическими повреждениями кожи, возникающих в результате зуда, одного из основных симптомов АД – все это способствует присоединению вторичных инфекций, как бактериального, так и вирусного характера.

Наиболее частая разновидность вирусных осложнений атопического дерматита — герпес простой. Клиническая картина заболевания характеризуется появлением отечной эритемы различной степени интенсивности на любом участке кожных покровов и слизистых оболочек. На фоне эритемы быстро возникают сгруппированные пузырьки размером от 1 мм до 3—4 мм с напряженной покрышкой и серозными прозрачным содержимым. Количество элементов варьирует от единичных до нескольких десятков. При слиянии пузырьков образуются плоские, напряженные, многокамерные пузыри. Через несколько дней содержимое пузырьков мутнеет, они вскрываются с образованием эрозий. Через 3—5 дней на месте спавшихся пузырьков и эрозий образуются медово-желтые рыхлые корочки. Обычно герпес локализуется на коже лица (окружность рта, красная кайма губ, крылья носа, реже — кожа щек, ушных раковин, лба, век). Нередко высыпания герпеса наблюдаются на коже гениталий, ягодиц, бедер, поясницы, пальцев рук, на слизистой оболочке рта, глотки, небе, миндалинах, конъюнктиве.

Присоединение вторичной инфекции, имеющей хронический и рецидивирующий характер, на фоне атопического дерматита является показанием для применения иммуномодуляторов [7].

Целью настоящего исследования явилось оценить эффективность иммуномодулятора Глутоксим в лечении больных атопическим дерматитом, протекающим на фоне часто рецедивирующей герпетической инфекции, и изучить влияние нового лекарственного препарата Глутоксим на динамику изменения параметров иммунного статуса.

Материалы и методы.

Консультативный прием больных и их иммунологическое обследование проводился на базе консультативно-диагностической поликлиники ФГУ Ивановского НИИ материнства и детства им. В.Н.Городкова МЗ РФ.

Всего под наблюдением находилось 67 человек, из них 27 с выраженными клиническими проявлениями атопического дерматита и герпетической инфекции. Возраст обследованных от 15 до 35 лет. Клиническое наблюдение за больными продолжали в течение года.

Начало заболевания у большинства больных отмечалось в грудном и раннем детском возрасте, сопровождалось интенсивным и продолжительным зудом у 26% пациентов и периодическим интенсивным зудом у 74% больных, усиливающимся в вечернее время и ночью. Процесс протекал с длительными обострениями и кратковременными ремиссиями у 78% больных. Обострение атопического процесса отмечалось чаще в осенне-зимний период и, реже, в весенне-летний период. Высыпания имели распространенный характер с преимущественным поражением кожи лица и имели эритемо-сквамозный с лихенизацией и лихеноидно-пруригинозный характер. У трети больных наблюдались явления атопического хейлита различной степени выраженности. Уровень общего IgE был повышен у всех больных. Вазомоторный ринит, аллергический ринит отмечались у 52% пациентов, поллиноз – у 11% больных. У всех 27 обследованных больных атопический дерматит протекал на фоне часто рецидивирующей герпетической инфекции, что подтверждалось высокими титрами IgG и IgM антител против HSV 1,2 типа. Это обстоятельство существенно затрудняло противорецидивное лечение стандартными методами. Контрольную группу составили 40 доноров того же возраста, по данным клинико-лабораторного обследования не имевших в анамнезе атопического дерматита и не страдающих герпетической инфекцией.

12 пациентов получали стандартную терапию в комплексе с препаратом Глутоксим, 15 - стандартную терапию. Стандартная терапия включала длительное назначение эриуса в таблетках в дозе 5 мг 1 раз в сутки, нанесение крема элоком однократно вечером и прием валтрекса в дозе 500 мг 2 раза в день в течение 10 дней. Глутоксим применяли внутримышечно по 10 мг в сутки (1% раствор, 1 мл). Курс лечения составлял 2-3 недели (14-21 день) в зависимости от терапевтического эффекта. Введение Глутоксима проводилось в утренние часы, ежедневно в течение всего курса лечения. Суммарная курсовая доза Глутоксима составила 140 – 210 мг.

Для оценки эффективности терапии использовались общеклинические и иммунологические методы. Общеклиническое методы включали оценку тяжести атопического дерматита по системе SCORAD.

Иммунологическое обследование проводили стандартными методами до и через 2 недели после окончания лечения. Иммунологическое обследование включало определение методом двухцветной проточной цитометрии содержания CD3+, CD4+, CD8+, CD16+, CD56+, CD20+, СD25+, CD4+CD25+, HLA-DR+, CD3+HLA-DR+ лимфоцитов, а также CD16+ и HLA-DR+ клеток в популяции нейтрофилов и моноцитов. Поверхностный фенотип клеток и экспрессию активационных молекул определяли с помощью моноклональных антител фирмы «МедБиоСпектр» (Россия) на приборе FACScan (Becton Dickinson, USA). В качестве флюорохромных меток использовали флюоресцеин изотиоционат (FITC) и фикоэритрин (РЕ). Процедуру окрашивания и фиксации клеток проводили стандартным способом в соответствии с указаниями фирмы-разработчика.

При проведения проточной цитометрии клетки использовали в конечной концентрации 1х106 кл/мл. К 50 мкл суспензии клеток в концентрации 1х106 кл/мл одновременно добавляли 20 мкл мАТ, меченных FITC и 20 мкл мАТ, меченных PE, инкубировали в темноте при комнатной температуре в течение 30 минут, затем клетки отмывали в 1 мл фосфатного буфера (PBS), содержащего 0,1% азид натрия, и фиксировали в соответствии со стандартной процедурой.

Для анализа неспецифического окрашивания использовали Simultest Control (мышиные IgG1-FITC + IgG2a-PE) ("Becton Dickinson", США). Клетки метили анти-CD45 и анти-CD14 мАТ для наложения оптимального окна дискриминации (гейта) для лимфоцитов, нейтрофилов и моноцитов на точечном графике прямого и бокового светорассеяния. Анализ результатов проводили в программе "LYSYS II".

Содержание иммуноглобулинов IgG, IgA, IgM определяли общепринятым методом радиальной иммунодиффузии по Манчини. В периферической крови методом ELISA на микропланшетном ридере Multiscan EX Labsystems (Финляндия) определяли уровень общего IgE, уровня IgM и IgG антител к HSV 1, 2 типа. Уровень ЦИК определяли нефелометрическим стандартным методом осаждения в полиэтиленгликоле.

Функциональную активность нейтрофилов оценивали стандартным методом определения спонтанной и стимулированной зимозаном НСТ-активности.

Статистическая обработка данных проводилась с расчетом среднего арифметического и ошибки среднего арифметического с использованием программы Microsoft Excel из комплекта Microsoft Office 2000 и программы STUD BAT из комплекта «Statistica». Достоверность различий сравниваемых показателей оценивалась по t-критерию Стьюдента.

Результаты

У пациентов после лечения отмечалось уменьшение интенсивности зуда, улучшался сон, стихали воспалительные явления, уменьшалась степень лихенизации и сухости кожи, уменьшалась или исчезала выраженность сопутствующей аллергической симптоматики. Терапевтический эффект от стандартной терапии наступал в пределах 1-2 недель, при использовании препарата ГлутоксимÒ - на 3-5 день от начала терапии. Клиническое наблюдение за больными показало снижение частоты рецидивов герпеса с 5-6 до 1-2 эпизодов за год и стабилизцию течения атопического дерматита. Уровень общего IgE после стандартного лечения cнижался относительно исходного уровня у 67% больных, после применения препарата Глутоксим - у 83% пациентов. После проведенной стандартной терапии длительная клиническая ремиссия наступила у 53% больных, после проведения стандартной терапии с включением препарата Глутоксим – у 92% пациентов.

Данные оценки поверхностного фенотипа и активации лимфоцитов периферической крови приведены в таблице 1.

Табл.1. Фенотип периферических лимфоцитов больных атопическим дерматитом до и после лечения (n=27).
Показатель,% Контроль

(n=40)

До лечения Стандартное лечение Глутоксим + стандартное лечение
CD3+ 70,96±1,00 75,86±1,87 70,23±2,06 69,83±1,44
CD4+ 40,63±0,85 55,84±2,11 44,92±1,18 42,35±0,58
CD8+ 22,09±0,56 14,35±1,12 15,04±0,86 19,74±1,96
CD16+ 14,72±0,75 8,56±0,92 8,12±1,04 12,78±0,98
CD56+ 7,66±0,54 12,56±0,87 11,96±0,84 8,32±0,89
CD25+ 4,92±0,20 8,72±0,98 8,46±0,92 5,42±0,64
CD4+CD25+ 2,76±0,21 4,62±0,12 5,13±0,28 3,12±0,25
HLA-DR+ 10,15±0,42 18,95±1,43 15,38±1,12 11,76±0,78
CD3+HLA-DR+ 4,22±0,35 12,28±1,35 13,14±1,36 5,64±0,52
CD4+/CD8+ 1,84±0,15 3,89±0,26 2,99±0,35 2,15±0,38


Источник: http://medinfa.ru

Новости медицины Полезная информация Справочник болезней Словарь терминов Лекарственные травы Карта сайта
© 2005-2008 «Эфинс» Наш центр находится по адресу:
г. Новосибирск, ул. Тимирязева, 81
наш телефон
228-11-26
web дизайн,  
создание сайта